Почему русские не учат язык?

Отдельная тема — почему русские не учат казахский язык, который объявлен государственным. На мой взгляд, причин две. Первая — формально казахский считается государственным, но фактически таковым остается русский. В Конституции записали желаемое, тогда как в действительности государственным казахский язык не является.

Юридически он государственный, но по факту страна, государство, общество живут на русском. Слишком велика языковая инерция, набранная в прошлом, слишком большой процент русскоговорящих в стране, слишком велика зависимость общества от русской культуры, искусства (книги, кинематограф, эстрада, телевидение). И нет ничего серьезного, что можно этому противопоставить на казахском языке.

Сегодня казахский язык проигрывает конкурентную борьбу русскому, и это главная причина его проблемы. Вот основная причина, почему русские не учат казахский язык. И уж, конечно, не потому, что они не уважают казахов. Кое-кто из национал-патриотов сегодня заявляет, что незнание казахского языка нужно рассматривать как показатель неуважения к казахам. Откровенно провокационное заявление.

Это факт — русские действительно не учат казахский язык, я исключаю школьников(эта тема отдельного разговора). В рамках закона о Государственном  языке,  для госслужащих и гражданских служащих проводятся занятия по изучению казахского языка. Формальность этих занятий очевидна, для отчётности чиновников.Но при оценке этого факта принципиально важно понимать истинные причины, а не уходить в русло обид и обвинений. Спрашивается, зачем русским знать казахский, если в их жизни востребован больше русский? Даже казаху сегодня сложно без знания русского языка, поэтому он вынужден учить русский. Жизнь сама диктует и расставляет языковые приоритеты. Это реальность сегодняшнего дня, и против нее восстают национал-патриоты.

Я прекрасно понимаю тех, кто пытается переломить ситуацию, но, увы, казахстанское общество остается русскоязычным, и изменить языковую ситуацию не удается. Это, конечно, проблема. И это проблема прежде всего мотивации. Зачем русские должны учить казахский язык?? Только ради демонстрации своего уважения к казахам? Так они и без этого их уважают и делают это при помощи русского языка. Никто, никогда не станет учить язык только из-за уважения. Уважать можно, и не зная языка, что убедительно демонстрирует 150-летняя история совместного проживания русских и казахов. А коли так, то к чему эти обвинения со стороны нацпатриотов? Дескать, если бы захотели, давно бы выучили. В том-то и весь вопрос: с чего бы это русские, проживающие в русскоязычной среде, должны захотеть?

Задайтесь вопросом: почему люди массово учат английский? Почему казахи, приезжающие в города из аулов, уже через год говорят по-русски? Мотивация!!!

За двадцать лет независимости Казахстана выросло целое поколение, обучавшееся в школах казахскому языку, но которое так и не заговорило на казахском. Причина та же — отсутствие мотивации, причем как у них, так и у тех, кто их учил. В итоге — отсутствие серьезного обучения в школах, невостребованность языка в экономике, науке, политике, ориентация населения на русскоязычное телевидение (в основном российское), господство русскоязычного Интернета.

Со стороны некоторой части молодежи можно отметить примой саботаж в изучении казахского языка. Объяснение — они ориентированы на обучение за границей, где знание казахского языка не потребуется. Эта молодежь не видит своего будущего в Казахстане. Они еще и паспорта не получили, а уже квартиранты. И это не только русские, увы, тут и казахи и все остальные. Таким образом, к потерянным для госязыка поколениям, выросшим в СССР, добавляются и те, кто родился в суверенном Казахстане.

Я понимаю тех, кто желал бы видеть Казахстан казахоязычным — двадцать лет разговоров о возрождении языка, а воз и нынче там. Принимались различные программы, строились школы, писались учебники — вроде бы прикладывались усилия, а результата нет. А те ли это усилия? А были ли они? Кто, кого, а главное, как учил все эти годы? Абы как, через пень колоду. По остаточному принципу — что не украли, то в дело. В итоге в школах не учат, учебники никудышные, деньги потратили — проблема осталась. И, как следствие этого, желание решить проблему через принуждение.

Кое-кто предлагает отказаться от конституционной нормы о двуязычии, перевести государственную жизнь на казахский, мол, вот тогда волей-неволей всем придется учить казахский. Уже открыто звучат мысли о том, что пора патриотизм измерять отношением к казахскому языку. Дескать, знаешь хотя бы пятьсот слов, значит уважаешь страну, в которой живешь. Не знаешь — твой патриотизм под вопросом.

То, что национал-патриоты зациклились на госязыке, свидетельствует о том, что у них сбиты прицелы. Их упор на знание языка — стрельба по воробьям. Знание госязыка патриотизма не добавляет, разве что тешит национальное самолюбие. От того, что, скажем, завтра   кто-то из казахстанцев — олимпийских чемпионов научится говорить несколько расхожих фраз на казахском, большими патриотами они не станут. Патриотизм проявляется не в умении говорить на том или ином языке, а в том, что делает человек для своей страны и делает ли вообще что-то.

Можно привести примеры достаточно известных в общественной жизни людей, отлично говорящих на госязыке, но пользы от них Казахстану как от козла молока. Патриотизм формируется вне языкового контекста и прирастает успехами и достижениями страны и отдельных ее граждан. При этом вряд ли принципиально, при помощи какого языка это делается.

Думаю, что в нынешней ситуации вопрос госязыка давно уже стал сугубо политическим, этакой зоной идеологического размежевания общества на два лагеря, олицетворяющих два разных подхода к будущему Казахстана: тех, кто видит Казахстан сугубо казахским этническим государством, и тех, кто выступает за сохранение его интернациональной государственности.