Почему русские не учат язык?
Отдельная тема — почему русские не учат казахский язык, который объявлен
государственным. На мой взгляд, причин две. Первая — формально казахский
считается государственным, но фактически таковым остается русский. В Конституции
записали желаемое, тогда как в действительности государственным казахский язык
не является.
Юридически он государственный, но по факту страна, государство, общество живут
на русском. Слишком велика языковая инерция, набранная в прошлом, слишком
большой процент русскоговорящих в стране, слишком велика зависимость общества от
русской культуры, искусства (книги, кинематограф, эстрада, телевидение). И нет
ничего серьезного, что можно этому противопоставить на казахском языке.
Сегодня казахский язык проигрывает конкурентную борьбу русскому, и это главная
причина его проблемы. Вот основная причина, почему русские не учат казахский
язык. И уж, конечно, не потому, что они не уважают казахов. Кое-кто из
национал-патриотов сегодня заявляет, что незнание казахского языка нужно
рассматривать как показатель неуважения к казахам. Откровенно провокационное
заявление.
Это факт — русские действительно не учат казахский язык, я исключаю
школьников(эта тема отдельного разговора). В рамках закона о Государственном
языке, для госслужащих и гражданских служащих проводятся занятия по
изучению казахского языка. Формальность этих занятий очевидна, для отчётности
чиновников.Но при оценке этого факта принципиально важно понимать истинные
причины, а не уходить в русло обид и обвинений. Спрашивается, зачем русским
знать казахский, если в их жизни востребован больше русский? Даже казаху сегодня
сложно без знания русского языка, поэтому он вынужден учить русский. Жизнь сама
диктует и расставляет языковые приоритеты. Это реальность сегодняшнего дня, и
против нее восстают национал-патриоты.
Я прекрасно понимаю тех, кто пытается переломить ситуацию, но, увы,
казахстанское общество остается русскоязычным, и изменить языковую ситуацию не
удается. Это, конечно, проблема. И это проблема прежде всего мотивации. Зачем
русские должны учить казахский язык?? Только ради демонстрации своего уважения к
казахам? Так они и без этого их уважают и делают это при помощи русского языка.
Никто, никогда не станет учить язык только из-за уважения. Уважать можно, и не
зная языка, что убедительно демонстрирует 150-летняя история совместного
проживания русских и казахов. А коли так, то к чему эти обвинения со стороны
нацпатриотов? Дескать, если бы захотели, давно бы выучили. В том-то и весь
вопрос: с чего бы это русские, проживающие в русскоязычной среде, должны
захотеть?
Задайтесь вопросом: почему люди массово учат английский? Почему казахи,
приезжающие в города из аулов, уже через год говорят по-русски? Мотивация!!!
За двадцать лет независимости Казахстана выросло целое поколение, обучавшееся в
школах казахскому языку, но которое так и не заговорило на казахском. Причина та
же — отсутствие мотивации, причем как у них, так и у тех, кто их учил. В итоге —
отсутствие серьезного обучения в школах, невостребованность языка в экономике,
науке, политике, ориентация населения на русскоязычное телевидение (в основном
российское), господство русскоязычного Интернета.
Со стороны некоторой части молодежи можно отметить примой саботаж в изучении
казахского языка. Объяснение — они ориентированы на обучение за границей, где
знание казахского языка не потребуется. Эта молодежь не видит своего будущего в
Казахстане. Они еще и паспорта не получили, а уже квартиранты. И это не только
русские, увы, тут и казахи и все остальные. Таким образом, к потерянным для
госязыка поколениям, выросшим в СССР, добавляются и те, кто родился в суверенном
Казахстане.
Я понимаю тех, кто желал бы видеть Казахстан казахоязычным — двадцать лет
разговоров о возрождении языка, а воз и нынче там. Принимались различные
программы, строились школы, писались учебники — вроде бы прикладывались усилия,
а результата нет. А те ли это усилия? А были ли они? Кто, кого, а главное, как
учил все эти годы? Абы как, через пень колоду. По остаточному принципу — что не
украли, то в дело. В итоге в школах не учат, учебники никудышные, деньги
потратили — проблема осталась. И, как следствие этого, желание решить проблему
через принуждение.
Кое-кто предлагает отказаться от конституционной нормы о двуязычии, перевести
государственную жизнь на казахский, мол, вот тогда волей-неволей всем придется
учить казахский. Уже открыто звучат мысли о том, что пора патриотизм измерять
отношением к казахскому языку. Дескать, знаешь хотя бы пятьсот слов, значит
уважаешь страну, в которой живешь. Не знаешь — твой патриотизм под вопросом.
То, что национал-патриоты зациклились на госязыке, свидетельствует о том, что у
них сбиты прицелы. Их упор на знание языка — стрельба по воробьям. Знание
госязыка патриотизма не добавляет, разве что тешит национальное самолюбие. От
того, что, скажем, завтра кто-то из казахстанцев — олимпийских
чемпионов научится говорить несколько расхожих фраз на казахском, большими
патриотами они не станут. Патриотизм проявляется не в умении говорить на том или
ином языке, а в том, что делает человек для своей страны и делает ли вообще
что-то.
Можно привести примеры достаточно известных в общественной жизни людей, отлично
говорящих на госязыке, но пользы от них Казахстану как от козла молока.
Патриотизм формируется вне языкового контекста и прирастает успехами и
достижениями страны и отдельных ее граждан. При этом вряд ли принципиально, при
помощи какого языка это делается.
Думаю, что в нынешней ситуации вопрос госязыка давно уже стал сугубо
политическим, этакой зоной идеологического размежевания общества на два лагеря,
олицетворяющих два разных подхода к будущему Казахстана: тех, кто видит
Казахстан сугубо казахским этническим государством, и тех, кто выступает за
сохранение его интернациональной государственности.